Ресурсный класс

Ресурсные классы

1 

19.12.2018г. На базе МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода обсудили вопросы образования детей с РАС

26.12.2018г. Семинар-практикум для тьюторов образовательных организаций города Белгорода, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра

 В сентябре 2017-2018 года в г. Белгороде на базе МБОУ СОШ №37 были открыты ресурсные классы для детей с РАС. На данный момент в ресурсных классах обучается 14 учащихся.

В младшем ресурсном классе обучается 7 детей с разными уровнями интеллектуального развития по программе «Школа России».

В старшем ресурсном классе обучается 7 учащихся. 1 ученик обучается по специальной индивидуальной программе развития и 6 детей по программе «Школа России».

Классы оснащены специализированной мебелью: индивидуальные регулируемые парты с конторками, тумбочки для хранения материалов, регулируемые стулья, парты для общих уроков, шкафы для методических пособий. Мультимедийной техникой: ноутбуки, принтеры, сетевые фильтры, организован доступ к сети Internet, брошюровщик, ламинатор, резак для бумаги. Материалы для детей: альбомы PECS, визуальные таймеры со звуковым сигналом, счетчик реакций, контейнеры для хранения материалов.

Сенсорная комната оборудована следующими материалами: утяжеленное одеяло, яйцо сенсорное S, мячи массажные, кресло-мешок универсальное, палатка, мат складной, батут, носок для тела сенсорный, кресло-качалка, мяч гандбол массажный, подушка балансировочная, кулоны для жевания.

 Что такое ресурсный класс

Ресурсный класс – образовательная модель, которая позволяет ученику сочетать инклюзивное и индивидуальное обучение. Администрация школы зачисляет ребенка в общеобразовательный класс и обеспечивает поддержку специалистов.

Цель работы ресурсного класса – создать условия для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающихся с ОВЗ педагоги постепенно включают в образовательную деятельность школы. Одновременно администрация организует консультации учителей общеобразовательных классов по вопросам обучения школьников с ОВЗ. Цель инклюзии – социализация, включение ребенка с ОВЗ с помощью специальных условий в среду сверстников, не имеющих ограничений по здоровью.

Пример сопровождения ученика

Школьник с РАС начинает учиться с индивидуальных занятий, во время которых учитель устанавливает с ним контакт. Учитель старается обрести статус «проводника и опоры» в незнакомых школьнику прежде условиях обучения со сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.

Супервизор консультирует учителя, помогает составить поведенческую программу. Учитель или тьютор определяют, на каком расстоянии от обучающегося можно находиться, какие слова и обороты употреблять в речи, как стимулировать необходимый уровень деятельности и не провоцировать отрицательных эмоциональных реакций.

Для этого учителю важно определить основные предпочтения и интересы учащихся и формы аутостимуляции. Эту информацию учитель и педагог-психолог получают из разговора с родителями. Можно использовать домашние игрушки и хорошо знакомые предметы в качестве дидактических пособий и материалов для учебы.

Так как учащиеся склонны к монотонным, стереотипным занятиям, учитель предлагает им во время урока сосредоточиться на отдельном задании. Педагог учит отслеживать негативные эмоции и не создавать поводы для их возникновения. Учитель создает условия, чтобы дети контактировали с одноклассниками, и периодически ненавязчиво подталкивает их к этому общению. Педагог следит за эмоциональной атмосферой вокруг такого ученика в классе, создает бесконфликтную среду, мотивирует ученика дружить с самым спокойным, эмоциональным и отзывчивым одноклассником.

 Памятка «Три причины, почему школьникам с аутизмом нужны специальные условия обучения»

 2

 

 

Какие специалисты работают в ресурсном классе

Специалист

Деятельность

Учитель ресурсного класса

Организует обучение школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) совместно с учителями, которые преподают учебные предметы; проводит групповые занятия для учащихся, корректирует работу тьюторов, консультирует педагогических работников и родителей; участвует в составлении адаптированной образовательной программы (АОП)

Учителя-предметники

Участвуют в составлении АОП, составляют и корректируют планы учебных занятий

Педагог-психолог

Диагностирует учеников и определяет, какие навыки уже сформированы у школьника, какие находятся в стадии формирования и какие отсутствуют. На основе результатов тестирования совместно с учителем ресурсного класса определяет навыки, которые являются наиболее важными для ученика в данный момент, и вносит их в коррекционные программы. Анализирует данные, которые получил в результате наблюдений за поведением учащихся, и составляет поведенческие программы. Анализирует данные по результатам работы с поведением, определяет, что мешает адаптации в школе. Консультирует родителей о реализации поведенческих программ детей

Тьютор

Администрация школы закрепляет тьютора за каждым учеником. Это помощник, который проводит индивидуальные занятия, помогает школьнику на групповых занятиях, сопровождает на уроках в классе и во время режимных моментов, заполняет бланки наблюдений за поведением и формированием навыков

 

Сенсорная зона ресурсного класса

Сенсорная комната позволяет детям, как снять перевозбуждение, отдохнуть от сенсорных раздражителей, так и наоборот стимулирует детей к действиям.

График посещений сенсорной комнаты составлен для каждого ребенка индивидуально, исходя из продолжительности занятий в ресурсном классе и психо-эмоционального состояния ребенка.

Наша комната условно разделена на две зоны: для статического отдыха и для динамического.

Пуфы, кресло-качалка, домик помогают ребенку расслабиться. Он может просто полежать или спрятаться от всех в домик. Так уменьшается визуальная сенсорная перегрузка, ребенок успокаивается, что способствует улучшению поведения и облегчает процесс обучения.

Игры в зоне статического отдыха способствуют развитию мелкой моторики благодаря различным конструкторам, мозаикам и всевозможным мелким игрушкам.

В зоне динамического отдыха находятся маты, спортивные снаряды. Как вы знаете, дети с аутизмом склонны уклоняться от физических упражнений. Одна из причин этого нежелания - бедные моторные навыки. Поэтому мы начинаем с самых простых игр с мячом - это перекатывание мяча, сидя на полу, и по мере успешности ребенка переходим к более динамичным упражнениям.

Батут – один из самых любимых спортивных снарядов учеников нашего класса. Прыжки на нем не только развивают координацию движений, но и являются отличным сенсорным стимулятором и очень полезны для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. После батута дети становятся спокойнее, снижается интенсивность повторяющегося поведения. Доступ к батуту настолько важен для большинства аутичных детей, что мы используем его как поощрение за успешную работу на уроке.

Как вы знаете, особенностью детей с РАС является бедное воображение, поэтому мы используем символические игры. Площадь нашей сенсорной комнаты позволяет «летать как самолет», «прыгать по матам как лягушка», «ползать как гусеница» в туннеле, нырять в сухой бассейн «как дельфин».

В сенсорной комнате отрабатываются и закрепляются навыки социального взаимодействия. Дети учатся инициировать контакт, отрабатывают навык просьбы с помощью речевых формул, невербальные дети используют карточки ПЭКС. Наблюдая за играми других детей, наши ученики учатся включаться в совместную деятельность социально приемлемым способом.